В широчайшем смысле вокал, в отличие от прочих музыкальных инструментов, содержит в себе не только знаковую, но и символическую часть. Это тот самый смысл спетых слов. Его не записать нотами, не передать словами. Этот смысл можно лишь понять. А вот то, как вокал должен звучать записать можно точно так же, как любой другой музыкальный инструмент. Все мы поём так или иначе, но почему то упускаем одну простую штуку - пение это не слова и не их смысл. Пение это движение из точки А в точку восприятия. И двигаться нужно по правилам. Не превышая скорость и не замедляясь без необходимости. У каждого слова, у каждой буквы в этом потоке есть своё место. И каким бы глубоким и пронзительным не был смысл спетых слов, если спеть их как попало - музыки не будет. До того как мы зайдём слишком далеко, давайте определим, из чего состоит наш вокал.
1) Согласные звуки -
глухие, звонкие , сонорные, латеральные, обструэнты, сибилянты, аппроксиманты, фрикаты, аффрикаты, взрывные и прочие ▶
Артикуляция (произношение) звука состоит из 3 этапов:
- Экскурсия — подготовка речевого аппарата к произнесению звука, или начало артикуляции;
- Выдержка — само произношение с сохранением положения органов, необходимого для произнесения;
- Рекурсия — окончание артикуляции, представляющее собой завершение звука, при котором органы речи меняют своё расположение для произнесения следующего звука или переходят в состояние покоя.
Что же всё это значит для нас? Некоторые согласные могут иметь длительность (например [ в ], [ л ], [ н ] и прочие), а некоторые не могут (такие, как [ т ], [ к ], [ п ] и т.д. ) Абсолютно все согласные могут иметь тон. Если например слово "навсегда" поётся по слогам тремя нотами до-ми-фа, то и звуки [ н ] - [ вс ]- [ гд ] тоже должны звучать в эти ноты соответсвенно. Гармоническую часть согласного звука (ноту) в этом случае даёт переход между выдержкой (атакой) согласного и выдержкой (атакой) последующего гласного звука (рекурсия).
(РИСУНОК)
ЗАПОМНИМ:
Согласные звуки имеют ярко выраженную ритмическую часть за счет атаки и могут иметь гармоническую часть за счет рекурсии.
(РИСУНОК)
2) Гласные звуки - ▶
[ а ], [ о ], [ у ], [ и ], [ э ], [ ы ]Начнём с удивительного. У этих звуков тоже есть атака. Она может быть медленной, если плавно и аккуратно взвыть на луну. А может быть быстрой настолько, что вы услышите щелчок, с которым размыкаются ваши связки. В этом случае гласный звук будет подобен почти любому согласному.
ЗАПОМНИМ:
Гласные звуки сами по себе имеют выраженную гармоническую часть и могут иметь яркую ритмическую часть за счет атаки.
С помощью скорости атаки мы описываем переходный процесс (транзиент) между тихим и громким. Атака может быть медленной и измеряться секундами, а может быть короткой и восприниматься как щелчок.
(РИСУНОК)
3) Дыхание.
Слышали когда-нибудь шум ветра, дождя, моря, не настроенного телевизора. Давайте опишем это всё словосочетанием белый шум. В идеальном мире мы слышим все частоты от
20 Герц до 20000 Герц ▶. И если мы услышим звучание всех этих частот одновременно на условно-одинаковой громкости, это будет наш
белый шум ▶. Дыхание, щелчок связок, хлопок в ладоши - это тоже белый шум. Только атаки разные. Щелчок имеет очень быструю атаку. Дыхание - наоборот очень медленную. Атака даже самого быстрого вдоха в десятки раз медленнее атаки хлопка в ладоши.
(РИСУНОК)
Нужно отметить, что сами по себе дыхание, звуки размыкания связок и любой согласный звук могут не иметь ярко выраженной гармонической компоненты именно потому, что белый шум из которого они преимущественно состоят уже содержит в себе все возможные ноты.
(РИСУНОК)
ЗАПОМНИМ: У всех звуков человеческого голоса есть атака. Следовательно, есть момент, когда эти звуки начинаются. Осталось понять, как этим моментом управлять.