grohot говорит

Ровный вокал за 3 шага

Из этой статьи ты узнаешь, что такое ровный вокал и как его выпрямить. Ты научишься слышать и чувствовать "то место, куда нужно петь", а также получишь 3 ценнейших авторских упражнения и кое-что ещё. Заваривай кипяток и делай бутер, путь будет долгим (и очень интересным).
В атаку
В широчайшем смысле вокал, в отличие от прочих музыкальных инструментов, содержит в себе не только знаковую, но и символическую часть. Это тот самый смысл спетых слов. Его не записать нотами, не передать словами. Этот смысл можно лишь понять. А вот то, как вокал должен звучать записать можно точно так же, как любой другой музыкальный инструмент. Все мы поём так или иначе, но почему то упускаем одну простую штуку - пение это не слова и не их смысл. Пение это движение из точки А в точку восприятия. И двигаться нужно по правилам. Не превышая скорость и не замедляясь без необходимости. У каждого слова, у каждой буквы в этом потоке есть своё место. И каким бы глубоким и пронзительным не был смысл спетых слов, если спеть их как попало - музыки не будет. До того как мы зайдём слишком далеко, давайте определим, из чего состоит наш вокал.



1) Согласные звуки - глухие, звонкие , сонорные, латеральные, обструэнты, сибилянты, аппроксиманты, фрикаты, аффрикаты, взрывные и прочие

Артикуляция (произношение) звука состоит из 3 этапов:
  1. Экскурсия — подготовка речевого аппарата к произнесению звука, или начало артикуляции;
  2. Выдержка — само произношение с сохранением положения органов, необходимого для произнесения;
  3. Рекурсия — окончание артикуляции, представляющее собой завершение звука, при котором органы речи меняют своё расположение для произнесения следующего звука или переходят в состояние покоя.

Что же всё это значит для нас? Некоторые согласные могут иметь длительность (например [ в ], [ л ], [ н ] и прочие), а некоторые не могут (такие, как [ т ], [ к ], [ п ] и т.д. ) Абсолютно все согласные могут иметь тон. Если например слово "навсегда" поётся по слогам тремя нотами до-ми-фа, то и звуки [ н ] - [ вс ]- [ гд ] тоже должны звучать в эти ноты соответсвенно. Гармоническую часть согласного звука (ноту) в этом случае даёт переход между выдержкой (атакой) согласного и выдержкой (атакой) последующего гласного звука (рекурсия).

(РИСУНОК)

ЗАПОМНИМ:
Согласные звуки имеют ярко выраженную ритмическую часть за счет атаки и могут иметь гармоническую часть за счет рекурсии.


(РИСУНОК)

2) Гласные звуки - ▶ [ а ], [ о ], [ у ], [ и ], [ э ], [ ы ]

Начнём с удивительного. У этих звуков тоже есть атака. Она может быть медленной, если плавно и аккуратно взвыть на луну. А может быть быстрой настолько, что вы услышите щелчок, с которым размыкаются ваши связки. В этом случае гласный звук будет подобен почти любому согласному.

ЗАПОМНИМ:
Гласные звуки сами по себе имеют выраженную гармоническую часть и могут иметь яркую ритмическую часть за счет атаки.
С помощью скорости атаки мы описываем переходный процесс (транзиент) между тихим и громким. Атака может быть медленной и измеряться секундами, а может быть короткой и восприниматься как щелчок.

(РИСУНОК)


3) Дыхание.
Слышали когда-нибудь шум ветра, дождя, моря, не настроенного телевизора. Давайте опишем это всё словосочетанием белый шум. В идеальном мире мы слышим все частоты от 20 Герц до 20000 Герц ▶. И если мы услышим звучание всех этих частот одновременно на условно-одинаковой громкости, это будет наш белый шум ▶. Дыхание, щелчок связок, хлопок в ладоши - это тоже белый шум. Только атаки разные. Щелчок имеет очень быструю атаку. Дыхание - наоборот очень медленную. Атака даже самого быстрого вдоха в десятки раз медленнее атаки хлопка в ладоши.

(РИСУНОК)

Нужно отметить, что сами по себе дыхание, звуки размыкания связок и любой согласный звук могут не иметь ярко выраженной гармонической компоненты именно потому, что белый шум из которого они преимущественно состоят уже содержит в себе все возможные ноты.

(РИСУНОК)

ЗАПОМНИМ: У всех звуков человеческого голоса есть атака. Следовательно, есть момент, когда эти звуки начинаются. Осталось понять, как этим моментом управлять.














ШАГ I: присваиваем метроном
И вот мы подошли к первому шагу. Всем профессиональным музыкантам известна истина - всё, что ты можешь пропеть - ты сможешь и сыграть.
Язык находится блише к мозгу, чем руки или ноги. И ещё он уже натренированный, ведь мы трындим без умолку. Это самая сильная и самая опасная мышца в человеческом организме. Теперь остаётся ритмически со-настроить весь наш речевой аппарат с этим чудесным органом.
Вот щелчки метронома ▶ в темпе 60 bpm (ударов в минуту). Это значит, что в начале каждой секунды происходит один щелчок.
Большинство людей живут и не знают, что метроном нужно слушать правильно. Его нужно присвоить. Его звук нужно поместить себе в голову, чтобы он подобно естественным ритмам нашего ораганизма был частью нас самих. Как же его "поместить", это ведь всего лишь звук?

Посмотрите на свою ладонь сбоку попытайтесь согнуть средний палец только в средней фаланге. Палец пытается согнуться везде. Но стоит отстраниться и "приказать" ему, поместить образ правильно сгибающегося пальца себе в центр лба, палец тут же становится покорным.

(РИСУНОК gif)

Найдите это точку осознанности у себя в теле и впредь "кладите" в неё метроном. Просто представляйте, что он там, внутри. Как и в случае с пальцем, не нужно прикладывать никаких усилий. Просто представьте что звук идёт не из колонок вашего ноутбука. Он уже внутри вашей головы. Сфокусируйтесь на этой точке и отпустите её. Она теперь ваша.


(РИСУНОК)


ШАГ II: держим язык на привязи
Давайте забудем про слова. Начнём с согласных. Пробуем под метроном ▶ говорить звук [ т ] (не букву тэ, а короткий звук!) На каждый щелчок метронома произносим звук [ т ]. Не двигаем ни руками, ни ногами, ни головой. Приоткрыли рот и пробуем. 30 секунд, 30 звуков.

ВАЖНО
Как узнать, что мы попадаем в темп? Если сделать метроном достаточно тихим, то щелчок будет буквально пропадать за вашим звуком. Не будет никакого двоения.



Отлично. Теперь пробуем [ д ]. Потом [ н ]. Потом [ а ], [ о ].
Переходим к слогам: та - ту - то - ма - мо - му, ав - аб - ат

( ВИДЕО)

ВАЖНО
Нужно честно выполнить это упражнение. Вариации могут быть любые. Пробуйте разные сочетания звуков. Важно понять, что у всех звуков есть начало, и оно должно совпасть с началом удара метронома вне зависимости от атаки. Не важно длинный звук или короткий, он когда-то начинается.

( ВИДЕО)
Photograph: Lee Scott / Unsplash
ШАГ III: отладка обратной связи
Закрепляем наш успех и согласуем метроном с телом. Теперь мы простукиваем наши звуки по телу в три этапа любым удобным способом. Мне удобно стучать пальцем по голове. Или ладонью по груди. Слушаем метроном внутри головы и пытаемся почувствовать идеальное совпадение простукиваний и клика ( так мы называем щелчки метронома ). И теперь соединяем постукивания, проговаривание звуков и попадание в метр. В идеале можно немного покачивать шеей вперёд-назад (именно шеей, не головой). Это нужно для того, чтобы научится ассоциировать ощущение телесного метра с метром в голове. Помните: никакого напряжения. Это танец.

( ВИДЕО)


Пульс
В песнях нет метронома. Да, клик метронома очень короток и отлично подходит для упражнений. Но в настоящей песне удары метронома либо представлены другими инструментами, как здесь ▶ , либо воообще лишь подразумеваются ▶. Поэтому нам и нужен метроном внутри. Его всегда можно как хорошую плоскость, найти по трём точкам, трём ударам или нотам любого инструмента. Метр есть в любой музыке. Он может быть сложным, может замедляться и ускоряться. Однако выражен метроном в музыке несколько иначе, с помощью пульсации. Вот пример простейшей пульсации ▶. А вот метроном ▶, под который эта пульсация записан.

(РИСУНОК)

ЗАПОМНИМ
В реальной музыке в голову нужно ложить не метроном, а опорные звуки пульсации. Бочку, малый барабан или хай-хет ▶. Там где нет ударных можно положить звуки любого другого инструмента ▶. Нам не нужны все щелчки метронома, достаточно одного в каждом такте.

(РИСУНОК)




Читай нас также в | Дзен | VK | FB |
Есть вопросы?
Подпишись на нас в соцсетях и получи
бесплатную консультацию